Я занимаюсь йогой более 20 лет. Первое время я делал все, что написано в популярных книжках – от вегетарианства и аскезы до стойки на руках с лотосом. Я много занимался каждый день, но через 7 лет я признался себе, что все это не очень работает – для здоровья, силы, внутренней энергии, умения взаимодействовать с людьми.

У меня были вполне определенные  задачи, и я очень хотел их решить. Я стал искать другие способы. Йога по прежнему – существенная часть моей жизни, но это другая йога, не похожая на популярные методы.

Йога 20 века это «черный ящик», с надписью «йога работает». А как работает, и, главное, насколько эффективно? Об этом мало кто задумывается всерьез. Написали в книжке – работает так-то, или авторитетный персонаж сказал – все, пошли делать. Если копнуть глубже, то в применении многих традиционных техник и идей будет мало смысла.

Так называемая, современная классическая йога – продукт нескольких преподавателей 20 века, Кришнамачарьи, Йогендры, Шивананды и иже с ними. Но они были новоделами, создавали авторские подходы. Как-то маловато времени для классики.

Ну ладно, пускай классика, но стоит помнить, что некоторые из них искали, хотели повысить эффективность, двигались вперед. А сегодня  многие преподаватели пытаются организовать практику на их идеях, боятся от них отойти.

Стоит попробовать новые подходы  – и все. Это считается уже не йога. В определенных кругах даже встречаются мнения, что если человек глубоко погружается в науку, изучает анатомию и физиологию, то он не совсем «йог». Врач или кто угодно, но не йог. Как вам такое?

Предлагаешь йога-центрам организовать семинар специалиста по позвоночнику мирового уровня — не хотят. Потому что не йог. А хотят йога, пускай и с устаревшими знаниями.  Фанатизм, однако. Или бизнес.

Но когда спрашиваешь: «а что у вас с медитацией?», то там тоже ничего особо не делается. Предлагаешь сделать фестиваль по медитации – говорят, не будет пользоваться спросом. А что будет? А все та же идея «хатха-йога всему поможет».

Получается, что в большинстве случаев у йогов ни в науку углубления нет, ни в медитацию или даже эзотерику. А если предположить, что такая хатха-йога не особо эффективна, что есть более эффективные способы, такое начинается! Это ж весь йога-бизнес летит в тартарары.

Один из главных системных сбоев, который сформировался в 20 веке — вера в то, что с помощью хатха-йоги можно решить все задачи, в том числе духовные.

Люди хотят верить в волшебный скачок. Рассчитывают, что если их привлекала какая-то идея, то она должна сработать! Просто потому что она их привлекала. Но это ловушка чувства собственной важности. И я очень рад, что я выбрался из нее до 30 лет, когда еще есть силы и стремление меняться.

Я практически не пользуюсь текстами йогических авторов ни 20 века, ни древних . Что такое классика йоги по Патанджали, думаю, мы никогда не узнаем. Для меня важна только эффективность техники или идеи. Древняя, научная, эзотерическая, авторская, не важно. Главное — работающая.

Наступает время йоги 21 века. Это йога конкретики. Йога четкой постановки задачи.

Если ты – йога-тичер, а твой сосед – преподаватель по фитнесу развивает мышцы лучше чем ты, твой сосед реабилитолог – лучше позаботиться о позвоночнике и суставах, твой сосед– лайф-коуч лучше стимулирует мотивацию людей, а какой-то вообще непонятный парень неплохо останавливает внутренний диалог, то зачем ты нужен людям со своей йогой?

Преподавателям йоги давно пора разделять свои личные интересы и объективную пользу для занимающихся. А для этого надо учиться. Выучился биомеханике – практика поменяется, выучился спортивной физиологии – режимы тренировки поменяются, выучился современному научному взгляду на долголетие – вообще на все по-другому смотришь. Эволюция. Не этого ли хотят многие йоги поначалу, эволюционировать? Надо просто помнить, что кроме десятка трактатов и десятка привычных книг 20 века, есть океаны знаний.

Я хочу, чтобы больше людей были скептиками и не боялись задавать вопросы.  Я не против эзотерики, можно сказать, я за. Но мой жизненный опыт говорит, что только стремление эффективно решить задачу и критическое отношение заставляет  искать новые, более эффективные пути.

А если мы будем просто верить в свою избранность, или избранность идеи, которую мы выбрали, то так и проживем, не реализовав ничего, кроме этой веры. Лично я – против… А вы?

 

Посмотреть расписание классов

Посмотреть интервью с мастерами фестиваля

Подписаться на интервью Купить билет