Сегодня очень много стилей и направлений йоги. В каком направлении практикуете вы?

Один, из моих Учителей, описывая ситуацию с многообразием направлений йоги сказал: “Мир сошел с ума. Есть только четыре вида йоги, способных привести человека к духовному совершенству. Всё остальное — бренды”. Цель йоги едина — тотальное соединение (союз) со своим Высшим Я, с Миром, с Абсолютом. И я стремлюсь давать именно такое представление о йоге, а также понимание, какими способами она может привести нас к этой цели.

Важно понимать, что когда очередной мастер в условиях западного мира, начинает преподавать йогу, зачастую он хочет громко заявить о себе. Для этого он придумывает очередное название очередного направления, пропустив понимание йоги через свой ум, свой опыт и свои возможности. Получившееся часто теряет значительную часть изначальной сути Йоги, как целостного пути физического и духовного развития. Таких направлений (брендов) появилось уже очень много, по ним проводятся семинары и обучающие курсы, а ученик (ищущий) ходит в поисках между ними, на интуитивном уровне зачастую ощущая нехватку чего-то важного, но не понимает чего.

Вы учились в Гималаях. В чем главное отличие подхода гималайских мастеров, от того, что преподают учителя йоги на Западе?

Для меня поездка в Гималаи стала своеобразной революцией. До нее я, как и большинство людей, годами посещал классы йоги в студиях, встречал разных учителей, мы делали асаны, иногда пранаямы, иногда пели мантры. Но никогда и нигде никто не говорил, для чего это делается. Мне кажется, понимания настоящих целей йоги часто нет даже у самих преподавателей. Там, в Гималаях, я получил понимание того, что такое йога и как она работает. Йога — это точно не асаны в чистом виде, и даже не асаны + пранаяма. Осмыслить истинную цель йоги, понять, как к ней идти и разобраться, какое место занимают асаны и пранаяма на пути к этой цели — вот достойная задача для практикующего. И с таким пониманием, практика тех же асан, приобретает уже совсем другую окраску и приводит к совершенно иным результатам.

Я прекрасно понимаю учителей йоги, которые вынуждены думать об оплате аренды студии и должны привлекать учеников и брать деньги за свои классы. А цели у учеников обычно никак не связаны с пониманием сути йоги и ее философией. Кто-то хочет просто снять стресс, кто-то похудеть, кто-то сесть на шпагат. Поэтому о высших целях йоги у нас почти никто не говорит.  И йога на западе превратилась в направление телесной работы, фитнеса, приобретая самые разнообразные формы.

О высшей цели йоги написано очень много книг и сказано много слов. Но кажется сказано настолько много, что фразы превратились в “клише” и значение этих слов зачастую ускользает от уха слушателя. Могли бы вы рассказать о сути йоги, на основании ваших личных переживаний?

Боюсь это очень сложно сделать в рамках данного интервью. Мои личные переживания будут понятны мне, но далеко не обязательно откроют что-то для других. У каждого свой собственный путь. Наверное, самым лучшим из возможных способов путь йоги уже описан у Патанджали. Но информация о йоге и йога эта разные вещи. У вас может быть очень много информации, но это не будет работать. О йоге не нужно знать, ее нужно практиковать, начиная с ямы и ниямы. Каждая ступень йоги это не теория, а практика.

Если высшая цель йоги лежит за пределами слов, то хочется поговорить об инструментах для достижения этой цели, о конкретных практических техниках. Какова ваша практика?

Когда я приехал в Гималаи меня удивил совершенно другой подход к практике йоги. Там нет такой популярности асан. Обычно асаны преподаются западным людям, которые едут туда со своим пониманием йоги и запросом узнать что-то об асанах. Местные понимают это и учат иностранцев такой “йоге” за их деньги.  

Инструменты йоги — нравственные предписания, асаны работающие с физическим телом, пранаямы, наполняющие тело энергией, все это должно помочь человеку перейти к более высшим ступеням йоги — концентрации и медитации, способным привести нас к состоянию “вне ума”, в котором мы становимся способными познать (увидеть) суть вещей, изначальную природу всего, на что обращаем свой взгляд. Это — главный ключ.

А можно ли успешно практиковать медитацию в условиях жизни современного горожанина, или для прогресса в йоге необходимо уединение Гималаев, аскетизм и хотя бы частичный уход из социума?

 

Это очень сложный выбор для каждого осознанного практика. Однажды оказавшись в Гималаях и ощутив их удивительную атмосферу, хочется остаться в этом месте навсегда. Сама природа, энергетика открывает сердце, умиротворяет ум. Практиковать йогу там очень легко. Другое дело — большой город, общий фон напряженности здесь делает людей раздражительными, напряженными, пространство наполнено совсем другими эмоциями. И даже практикуя йогу, ты находишься под влиянием не самых высоких вибраций.

В Непале, в Индии легко быть святым. Тебе не нужно думать о привычных делах. Кругом зелень, фрукты, удивительная природа, прекрасная энергетика, тепло. Тело мягкое и расслабленное, ум спокоен и очень легко медитировать. Но мы родились и живем здесь, в большом городе. И быть Любовью и Светом в здесь  — задача намного тяжелее. Об этом говорят многие учителя: “Ты получил это здесь в Гималаях, а теперь возвращайся домой и попробуй удержать это там”.

А что нужно делать в городе, чтобы поддерживать это состояние, которое возникает среди гималайских вершин почти без усилий?

Остановка ума, которая достигается регулярной практикой, меняет наше восприятие. Мы становимся способны видеть истинную суть вещей и событий. Те стимулы, которыми раньше был заполнен наш ум (например, “мне срочно нужна новая машина”, “я не могу быть счастливым, пока не куплю новый телефон”), теряют смысл. Большинство социальных игр построенных на соперничестве, потреблении и накопительстве становятся не интересны. Появляется спокойное, гармоничное, умиротворенное состояние, которое не зависят от внешних обстоятельств. В начале оно приходит проблесками, но со временем укореняется в нашей жизни и занимает в ней всё больше и больше времени. Чего я всем нам искренне желаю. НАМАСТЕ!