Эндрю Эпплер о роли традиций и инноваций в аштанга-йоге — и как избежать кажущихся конфликтов между ними.

Эндрю Эпплер о роли традиций и инноваций в аштанга-йоге — и как избежать кажущихся конфликтов между ними.

Впервые на русском языке замечательный материал Эндрю Эпплера, хедлайнера фестиваля йоги АВАТАР 2018.

Традиции и инновации — могут ли они сосуществовать мирно или вынуждены вечно конфликтовать между собой? Я думаю, что мирный вариант возможен, и хотел бы поделиться своими мыслями по этому поводу.

Традиции — базис нашей практики.

Когда речь идет о традициях и инновациях, в первую очередь мы должны задаться вопросом — что же является традицией? Как определить что есть традиционная практика? Быть может, это просто последовательность асан, которая практикуется дольше остальных? И должны ли мы судить о ее эффективности, исходя только из ее возраста? Думаю, что йога традиции, это нечто большее, чем просто асаны. Все мы начинаем с них, поэтому понятно, что к ним приковано наше внимание. Мы смотрим на то, что нам интересно и пытаемся найти при этом подтверждение тому, что уже знаем. Именно в этом, на мой взгляд, характеризует западный подход — он опирается на время создания последовательностей. Мы признаем аутентичным то, что является наиболее старым.

В противоположность этому подходу, существует другой — из Майсура и других индийских регионов. Как вы могли догадаться, он базируется не на практике асан. Я остановлюсь подробнее на майсурской практике. Сегодня подсчитано, что больше половины йога-стилей берут свое начало от практики Шри Тирумалаи Кришнамачарьи и его студентов. Наибольшую известность Кришнамачарья получил в ходе своей 25-ти летней деятельности в Майсуре, примерно с 1930-го по 1950-й.

Так как же практиковали в Майсуре?

Йога в Индии никогда не состояла из одних только асан. Она включала в себя медитации, мантропение, концентрацию, молитвы еще тысячелетия назад. Когда король принял Кришнамачарью на служение в свой дворец, его библиотека уже насчитывала тысячи книг по индийской философии.

Йога — одно из 6-ти основных течений идндийской философии и она всегда присутсвовала в Майсуре. Кришнамачарья изучал йогу в Непале, или, быть может, в Тибете — его вклад в практику асан очень впечатляет. Его трактовка техник находила отклик у интеллектуалов Майсура и способствовала популяризации йоги, но не стоит забывать, что йогу в более широком смысле этого слова практиковали задолго до него. Любая практика асан до Тимурулая была закрытой и секретной, многие пожилые практикующие говорят о том, что они и их предки практиковали Сурью Намаскар задолго до Кришнамачарьи и виньяс. Йога — интегрированная культурная форма и никто не знает точно, откуда он пошла. Поэтому, я считаю что Аштанга Виньяса — это очень продуманная, умело собранная система, берущая начало в инновационной культурной традиции. Постоянные инновации являются частью традиции! И эта майсурская йога идеально вписалась в индийские традиции.

Корни Йоги — более 5000 лет

Правда ли что йога была создана 5 тысяч лет назад? Я думаю, что это приблизительно так. Это зависит от того, что называть йогой. Danny Paradise утверждает что йога непосредственно связана с любым шаманизмом в истории человечества, и простирается к самым первым людям на Земле. Я с ним согласен. Любая цивилизация, вышедшая за рубеж примитивизма, должна была иметь дело с концентрацией, самосовершенствованием и физическими и духовными практиками, схожими с йогой. Когда мы говорим об индийской йоге, то ей приблизительно 5 или 4,5 тысяч лет. Когда мы говорим об асанах, практикуемых сегодня, то самое раннее письменное упоминание датируется Упанишадами и Тантрами. Хатха Йога Прадипика, затрагивает тему более детально в 1500 году до нашей эры. Но если мы обратим внимание на Аштанга Виньясу, то увидим, что она была введена Кришнамачарьей и его учеником Шри К Паттабхи Джойсом всего около ста лет назад.

Шри К Паттабхи Джойс: Аштанга прокладывает свой Путь на Запад

Шри К Паттабхи Джойс был именно тем человеком, который связал Ashtanga Vinyasa Yoga и западный мир. Даже не владея английским, он сумел заразить своим энтузиазмом множество студентов. Он систематизировал асаны таким образом, чтобы последовательности имели физиологический смысл и были удобны в запоминании. И как многие индийские мастера, он абсолютно не афишировал свой вклад, в большей степени восхваляя традиции и культурное наследие своей страны. Думаю, здесь и кроются корни непонимания. Шри К Паттабхи Джойс утверждал, что это древняя практика, что она хороша и полезна — что в этом плохого? В наше время каждый старается что-то привнести и добавить в практику, и если это удается, то он сразу брендирует и несет это в банк! Сейчас мы имеем все самые невообразимые стили и в гонке за материальными аспектами почти забыли о чем, собственно, речь. Мы очень хорошо разбираемся в асанах, которым нет и ста лет, но совсем забыли для чего же их практикуем.

О боже! — подумаете вы. Практика теперь не такая древняя, как вам казалось?

Сделайте вдох и расслабьтесь по этому поводу, у западных тичеров есть слабость — придавать себе значимость, всячески подчеркивая связь с древностью. Нам всем это нравится, но на самом деле Гуру Парампара (преемственность линии знаний-прим) никогда не опиралась на фиксированную последовательность асан. В то время как практика асан достаточно молода, философия ее окружающая очень стара. Нам остается только определить какие из аспектов практики новые, а какие нет. Идея обретения ментальной и эмоциональной стабильности через медитации очень стара. Асаны — это всего лишь подготовка к медитации. То, что они продолжают видоизменяться — это тоже часть традиции. Йога — это инструмент и эксперимент по совершенствованию тела и сознания и, видоизменясь внешне под влиянием обстоятельств, он никогда не утрачивал своей сути. Даже если свести всю практику к тренировке тела, это рано или поздно приведет к состоянию ума, способному к медитации и познанию глубоких аспектов йоги.

Как далеко могут простираться инновации и кто решает, хорошие они или плохие?

Классические, проверенные временем, методы йоги безопасны и эффективны, когда преподаются корректно. Далеко не все безумные, забавные идеи имеют право на существование. Я думаю, йога на Западе развивается очень быстро на физическом уровне и ее стандарты продолжают расти. Асаны развились в науку о здоровье как в Индии, так и на Востоке и эффективно лечат многие физические недуги. Они стали доступны для многих. Это прекрасно! Но для продолжительной интенсивной практики метод Аштанга Виньяса остается выдающимся. Так кто же решает, что хорошо, а что нет? Вы! Все мы. Но скука далеко не повод менять вещи, которые были тщательно собраны вместе до нас. Когда мы идем к учителю, мы обязаны следовать его указаниям, когда практикуем самостоятельно — мы делаем это как пожелаем. Результат практики покажет нам был ли наш подход верным. На мой взгляд серьезные практики более склонны к фиксированным сериям асан, которые способствуют медитации. Йога становится преданностью через повторения.

Ashtanga Vinyasa Yoga имеет четко выраженный подход.

Мы можем менять его, но имеет ли это под собой серьезные причины? Да, это уместно, если некоторые участки нашего тела еще не готовы справиться с нагрузкой, но стоит помнить, что без желания достичь определенного уровня, не может быть полноценной практики. Даже атлетам, находящимся в прекрасной физической форме, предстоит немало попотеть для того, чтобы адаптировать тело к подобным нагрузкам. Практика йоги гораздо более сложная вещь, чем просто чередование асан. Если изменения допустимы, почему бы не практиковать с музыкой? Тут нет правильного ответа — музыка имеет древнюю связь с йогой. Кришнамачарья — представитель линии Натхамуни, который был Nada йогом, практикующим йогу звука. Лично я нахожу музыку уместной, когда она способствует концентрации, поп-музыка явно не входит в эту категорию. Если я практикую самостоятельно, я предпочитаю тишину и звук своего дыхания. Если вы хотите успокоить свой ум, лучше использовать фиксированные последовательности. Должны ли мы привносить новшества в практику? Все делают это, хотя бы потому что не все асаны поддаются с первого раза и нам приходится упрощать их. Но инновации, которые подходят одним, навредят другому. Каждый в праве делать что угодно в своей личной практике и все делают это! Я думаю, лучшим советом будет найти тичера, который вам понравится, и в первую очередь слушать свое тело. Пробуйте все, следите за откликом, развивайте практику постепенно, прислушиваясь к внутреннему голосу. Дисциплина, преданность и персональная практика — вот обязательные атрибуты практикующего йогу.

Источник — https://www.ashtangayoga.info/ashtangayoga/tradition/170314-tradition-vs-innovation/
(с) Переведено командой фестиваля АВАТАР. При использовании — упоминание про фестиваль обязательно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

AvatarFest Tribe

Дружная, полезная и уютная telegram-группа фестиваля Аватар.

Перейти