Рич Логан: в йоге нет “правильного” и “неправильного”

Рич Логан: в йоге нет “правильного” и “неправильного”

Вы родом из Чикаго? У Вас там своя школа йоги? Расскажите о своем методе.

У меня долгое время была своя школа в Чикаго. Та йога, которую я преподавал — это не какой-то определенный стиль. Я постарался объединить опыт моих учителей и собственное понимание.

Я много учился у Габриэлля Халперт[a]а (Gabriel Halpern). Он последователь Айенгара, и также глубокий исследователь йогической психологии. Я учился у него и вместе с ним более 15 лет.

В 2002 году я отправился в Индию, в Кришнамачарья Йога Мандир. К тому времени я уже был преподавателем йоги, и приехав в Ченнай, выбрал интенсивный курс личной практики. Это было очень глубокое погружение в йогу. И за месяц я выучил больше, чем за годы практики.

Тогда я принял решение переехать в Индию насовсем. Сейчас большую часть времени провожу в Варкале. Я преподаю йогу и стараюсь двигаться дальше в личной практике. Летом возвращаюсь домой в Штаты, чтобы провести время со своим учителем, обменяться опытом и новыми знаниями.

Что в индийском способе обучения йоги стало настолько особенным для Вас?

Я много учился йоги Айенгара в США. Я люблю этот метод, но фокус там делается на работе с телом. “Направьте лопатки вниз, прижмите стопу” и так далее. Такая йога требует дисциплины и контроля. В Индии, не только у Кришнамачарьи, но и по всей Азии, йога значительно более щадящая и мягкая. Практика подстраивается под индивидуальные потребности ученика. В индийской йоге нет “правильного” и “неправильного”, есть живой опыт и постижение.

Этот подход кажется очень лояльным, но результаты практики оказываются очень мощными. Через несколько месяцев я обнаружил, что очень легко делаю позы, которые раньше были недоступными.

Когда, после практики в Индии, я пошел на привычный класс в США, у меня возникло странное ощущение. Выполнять позы было легко, тело стало более гибким и сильным. Но класс был похож не на йогу (к какой я уже успел привыкнуть), а на выполнение инструкций — “делайте это”, “делайте то”, вместо “будьте здесь”, “слушайте свое тело”, “замечайте свои ограничения”. Но я думаю, любой путь может привести к цели йоги. Йога — очень личный опыт, и мы все очень разные. Но ищем одного и того же.

До того, как стать преподавателем йоги, Вы были актером. Если ли что-то общее у театра и йогической практики?

Я актер по образованию. И моей специализацией был перфоманс без слов, когда передаешь эмоции и переживания через тело. Поэтому чувствовать тело, уметь глубоко погружаться вниманием в позу, отслеживать связь эмоций и реакций мышц для актера такого жанра очень важна. И это очень близко к работе с сознанием и телом в йоге.

Йога, для Вас в первую личное переживание, духовная практика. Как вам удается сохранять этот фокус во время преподавательской деятельности, передавать ваше понимание участникам группы?

Для меня есть несколько уровней преподавания.

Первый, базовый уровень, это выполнение поз, отстройка тела. Здесь моя задача сделать тренировку безопасной и эффективной. Как только поза стала для ученика устойчивой и удобной, я предлагаю ему направить внимание на дыхание. Это следующий уровень. Дыхание — нечто намного более тонкое, чем физическое тело, кости, мышцы. Дыхание — это мостик между физическим и психическим. Это более тонкая работа для внимания.

Далее, мы можем идти на уровень выше — наблюдение эмоций и потока мыслей. Энергия эмоций и ума еще более тонкая, нестабильная. Это как невидимый океан. Случайная мысль, поднимает рябь эмоций, а иногда сильные волны.

Еще дальше — наблюдение и переживание сознания. Сознание — это основа всего. Без сознания нет ощущений тела, переживания эмоций, нет мыслей. Когда мы наблюдаем сознание, случается “состояние йоги”. Это момент тотального переживания настоящего.

Другой способ объяснить состояние йоги — через любовь, переживание любви к миру. Любовь — это то самое единство с реальным, пребывание в моменте.

Вы говорите о некоем состоянии единства, когда мы теряем себя…

Или находим себя (смеется).

Нет ли здесь противоречия между тем, чтобы принимать все, отпускать контроль и оставаться собой? Действие и недеяние.

Нужно замечать себя. “Какой я сейчас?” Я не такой, каким был раньше. “Где вы в точке времени?” ”Где вы во Вселенной?”. Жизнь это поток. И мы движемся в этом потоке. Мы часть этого потока.

Наш ум создает много представлений, в которые мы верим. Он стремиться описать все, создать свою теорию.

Возьмем чай. Я смотрю на чашку чая и могу описывать чай, его вкус, его аромат. Я могу попробовать рассказать об ощущениях, сделав глоток. Но это работа ума. Совсем другое — пить чай. Я пью чай и это реальный опыт, я переживаю и аромат, и вкус чая. Но он вне слов.

Йога помогает быть внимательным. Ум создает много схем. Вместо восприятия реального, мы обращаемся к приготовленной схеме. Но йога учит нас быть открытыми, искренними. Постигать жизнь через собственный опыт, задавать вопросы, познавать.

Чему вы хотели бы посвятить свои мастер-классы на Фестивале Аватар 2019?

До фестиваля еще очень много времени, и я не люблю ограничивать себя строгими планами. Особенно, когда речь о йоге. Йога — это всегда новые открытия. Йога всегда удивляет меня. И я хотел бы поделиться самым ценным, что принесет мне практика будущих месяцев.

Буду рад видеть вас на любимом мной Аватаре.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

AvatarFest Tribe

Дружная, полезная и уютная telegram-группа фестиваля Аватар.

Перейти