Впервые на русском языке замечательный материал Эндрю Эпплера, хедлайнера фестиваля йоги АВАТАР 2018.
Традиции и инновации — могут ли они сосуществовать мирно или вынуждены вечно конфликтовать между собой? Я думаю, что мирный вариант возможен, и хотел бы поделиться своими мыслями по этому поводу.
![]()
Традиции — базис нашей практики.
Когда речь идет о традициях и инновациях, в первую очередь мы должны задаться вопросом — что же является традицией? Как определить что есть традиционная практика? Быть может, это просто последовательность асан, которая практикуется дольше остальных? И должны ли мы судить о ее эффективности, исходя только из ее возраста? Думаю, что йога традиции, это нечто большее, чем просто асаны. Все мы начинаем с них, поэтому понятно, что к ним приковано наше внимание. Мы смотрим на то, что нам интересно и пытаемся найти при этом подтверждение тому, что уже знаем. Именно в этом, на мой взгляд, характеризует западный подход — он опирается на время создания последовательностей. Мы признаем аутентичным то, что является наиболее старым.
В противоположность этому подходу, существует другой — из Майсура и других индийских регионов. Как вы могли догадаться, он базируется не на практике асан. Я остановлюсь подробнее на майсурской практике. Сегодня подсчитано, что больше половины йога-стилей берут свое начало от практики Шри Тирумалаи Кришнамачарьи и его студентов. Наибольшую известность Кришнамачарья получил в ходе своей 25-ти летней деятельности в Майсуре, примерно с 1930-го по 1950-й.
Так как же практиковали в Майсуре?![]()
Йога в Индии никогда не состояла из одних только асан. Она включала в себя медитации, мантропение, концентрацию, молитвы еще тысячелетия назад. Когда король принял Кришнамачарью на служение в свой дворец, его библиотека уже насчитывала тысячи книг по индийской философии.
Йога — одно из 6-ти основных течений идндийской философии и она всегда присутсвовала в Майсуре. Кришнамачарья изучал йогу в Непале, или, быть может, в Тибете — его вклад в практику асан очень впечатляет. Его трактовка техник находила отклик у интеллектуалов Майсура и способствовала популяризации йоги, но не стоит забывать, что йогу в более широком смысле этого слова практиковали задолго до него. Любая практика асан до Тимурулая была закрытой и секретной, многие пожилые практикующие говорят о том, что они и их предки практиковали Сурью Намаскар задолго до Кришнамачарьи и виньяс. Йога — интегрированная культурная форма и никто не знает точно, откуда он пошла. Поэтому, я считаю что Аштанга Виньяса — это очень продуманная, умело собранная система, берущая начало в инновационной культурной традиции. Постоянные инновации являются частью традиции! И эта майсурская йога идеально вписалась в индийские традиции.
Корни Йоги — более 5000 лет![]()
Правда ли что йога была создана 5 тысяч лет назад? Я думаю, что это приблизительно так. Это зависит от того, что называть йогой. Danny Paradise утверждает что йога непосредственно связана с любым шаманизмом в истории человечества, и простирается к самым первым людям на Земле. Я с ним согласен. Любая цивилизация, вышедшая за рубеж примитивизма, должна была иметь дело с концентрацией, самосовершенствованием и физическими и духовными практиками, схожими с йогой. Когда мы говорим об индийской йоге, то ей приблизительно 5 или 4,5 тысяч лет. Когда мы говорим об асанах, практикуемых сегодня, то самое раннее письменное упоминание датируется Упанишадами и Тантрами. Хатха Йога Прадипика, затрагивает тему более детально в 1500 году до нашей эры. Но если мы обратим внимание на Аштанга Виньясу, то увидим, что она была введена Кришнамачарьей и его учеником Шри К Паттабхи Джойсом всего около ста лет назад.
Шри К Паттабхи Джойс: Аштанга прокладывает свой Путь на Запад![]()
Шри К Паттабхи Джойс был именно тем человеком, который связал Ashtanga Vinyasa Yoga и западный мир. Даже не владея английским, он сумел заразить своим энтузиазмом множество студентов. Он систематизировал асаны таким образом, чтобы последовательности имели физиологический смысл и были удобны в запоминании. И как многие индийские мастера, он абсолютно не афишировал свой вклад, в большей степени восхваляя традиции и культурное наследие своей страны. Думаю, здесь и кроются корни непонимания. Шри К Паттабхи Джойс утверждал, что это древняя практика, что она хороша и полезна — что в этом плохого? В наше время каждый старается что-то привнести и добавить в практику, и если это удается, то он сразу брендирует и несет это в банк! Сейчас мы имеем все самые невообразимые стили и в гонке за материальными аспектами почти забыли о чем, собственно, речь. Мы очень хорошо разбираемся в асанах, которым нет и ста лет, но совсем забыли для чего же их практикуем.
О боже! — подумаете вы. Практика теперь не такая древняя, как вам казалось?
Сделайте вдох и расслабьтесь по этому поводу, у западных тичеров есть слабость — придавать себе значимость, всячески подчеркивая связь с древностью. Нам всем это нравится, но на самом деле Гуру Парампара (преемственность линии знаний-прим) никогда не опиралась на фиксированную последовательность асан. В то время как практика асан достаточно молода, философия ее окружающая очень стара. Нам остается только определить какие из аспектов практики новые, а какие нет. Идея обретения ментальной и эмоциональной стабильности через медитации очень стара. Асаны — это всего лишь подготовка к медитации. То, что они продолжают видоизменяться — это тоже часть традиции. Йога — это инструмент и эксперимент по совершенствованию тела и сознания и, видоизменясь внешне под влиянием обстоятельств, он никогда не утрачивал своей сути. Даже если свести всю практику к тренировке тела, это рано или поздно приведет к состоянию ума, способному к медитации и познанию глубоких аспектов йоги.
Как далеко могут простираться инновации и кто решает, хорошие они или плохие?
Классические, проверенные временем, методы йоги безопасны и эффективны, когда преподаются корректно. Далеко не все безумные, забавные идеи имеют право на существование. Я думаю, йога на Западе развивается очень быстро на физическом уровне и ее стандарты продолжают расти. Асаны развились в науку о здоровье как в Индии, так и на Востоке и эффективно лечат многие физические недуги. Они стали доступны для многих. Это прекрасно! Но для продолжительной интенсивной практики метод Аштанга Виньяса остается выдающимся. Так кто же решает, что хорошо, а что нет? Вы! Все мы. Но скука далеко не повод менять вещи, которые были тщательно собраны вместе до нас. Когда мы идем к учителю, мы обязаны следовать его указаниям, когда практикуем самостоятельно — мы делаем это как пожелаем. Результат практики покажет нам был ли наш подход верным. На мой взгляд серьезные практики более склонны к фиксированным сериям асан, которые способствуют медитации. Йога становится преданностью через повторения.
Ashtanga Vinyasa Yoga имеет четко выраженный подход.![]()
Мы можем менять его, но имеет ли это под собой серьезные причины? Да, это уместно, если некоторые участки нашего тела еще не готовы справиться с нагрузкой, но стоит помнить, что без желания достичь определенного уровня, не может быть полноценной практики. Даже атлетам, находящимся в прекрасной физической форме, предстоит немало попотеть для того, чтобы адаптировать тело к подобным нагрузкам. Практика йоги гораздо более сложная вещь, чем просто чередование асан. Если изменения допустимы, почему бы не практиковать с музыкой? Тут нет правильного ответа — музыка имеет древнюю связь с йогой. Кришнамачарья — представитель линии Натхамуни, который был Nada йогом, практикующим йогу звука. Лично я нахожу музыку уместной, когда она способствует концентрации, поп-музыка явно не входит в эту категорию. Если я практикую самостоятельно, я предпочитаю тишину и звук своего дыхания. Если вы хотите успокоить свой ум, лучше использовать фиксированные последовательности. Должны ли мы привносить новшества в практику? Все делают это, хотя бы потому что не все асаны поддаются с первого раза и нам приходится упрощать их. Но инновации, которые подходят одним, навредят другому. Каждый в праве делать что угодно в своей личной практике и все делают это! Я думаю, лучшим советом будет найти тичера, который вам понравится, и в первую очередь слушать свое тело. Пробуйте все, следите за откликом, развивайте практику постепенно, прислушиваясь к внутреннему голосу. Дисциплина, преданность и персональная практика — вот обязательные атрибуты практикующего йогу.
Источник — https://www.ashtangayoga.info/ashtangayoga/tradition/170314-tradition-vs-innovation/
(с) Переведено командой фестиваля АВАТАР. При использовании — упоминание про фестиваль обязательно.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
AvatarFest Tribe
Дружная, полезная и уютная telegram-группа фестиваля Аватар.