Гилад и Мири Хароуви: Если вы не можете правильно дышать в асане, не делайте эту асану

Гилад и Мири Хароуви: Если вы не можете правильно дышать в асане, не делайте эту асану

Доктор Гилад и Мири Хароуви — женатая уже 36 лет пара, которая стала первоисточником Аштанга Йоги в Израиле в 1986 году. Они обучались у первых учителей этого направления из различных этнических групп, и продолжают обучаться по сей день. Аштанга йога помогла им построить продолжительные отношения, полные любви и взаимопонимания, воспитать троих детей, один из которых также преподает йогу. Гилад и Мири начинали свой путь с Современного танца, и после 43 лет практики совместно с йогой, они изобрели два отличительных метода преподавания йоги: «Анатомическая Аштанга техника» и «Танцевальная Йога Терапия». 

В интервью мы узнаем детальней их путь и различия их методов практики.

 

Ваш путь в физической практике впечатляет. Что стало поворотным моментом, когда вы из хореографии перешли в Аштанга йогу? 

 

Г: Я расскажу о себе, а Мири о себе. В 1985 году я встретил своего учителя Аштанги — Данни Парадайз (Danny Paradise), думаю ты его знаешь. Это первый путешествующий учитель Аштанги, сделавший ее популярной во всем мире, обучая знаменитостей, вроде Стинга и Мадонны. Я начал заниматься с ним, когда он был в Израиле 3 месяца. 

В то время я был танцором. Я начал танцевать поздно, в 23. И когда я встретил Данни, у меня было несколько типичных для танцора травм. Но при регулярных занятиях йогой, несмотря на их интенсивность, мое тело начало восстанавливаться, вернулся диапазон движений и я снова смог выступать. Прогресс я ощущал не только на уровне тела, но также ментально и духовно — это и есть йога. И это привлекало меня. Будучи танцором, я легко освоил первую серию, и Данни предложил мне переходить к второй. Начав делать вторую, я чувствовал, что могу двигаться дальше. Тогда мой учитель посоветовал мне начинать учить самому, так я стал преподавать йогу.  

Танец — чувственная и экспрессивная практика, в которой много самовыражения, а Аштанга Виньяса Йога — структурированный и жесткий стиль. Влияла ли практика Аштанги на ваш танец, и влияла ли ваша хореография на практику йоги? 

М: И Аштанга йога и танец требуют много дисциплины. Я думаю, что любое действие, даже простое и привычное, вроде уборки дома, требует некоторой дисциплины.

Дисциплина позволяет совершенствовать себя и достигать нового состояния счастья. Есть дни, когда все ладится замечательно, есть дни, когда ощущаешь усталость и стресс, но если продолжать практику несмотря ни на что, со временем радость и удовлетворение растет. В профессиональных танцах очень много дисциплины. И нам было легче начать заниматься Аштангой, так как ежедневная физическая рутина была для нас привычкой. 

 

Занимаясь Аштанга Виньяса Йогой десятки лет, вы ежедневно следуете той же канонической последовательности асан?  

 

Г: Это популярное заблуждение современной йоги, что последовательность асан — нечто божественное. Вовсе нет. Йога это освобождение (Кавалья, Мокша), концентрация (Самьяма) и так далее. А вся физическая практика — инструмент достижения перечисленного, через изменения химии мозга. 

 

Тантра позволяет менять биохимию мозга через физическую практику, и так можно стать лучшим человеком.  Йога не говорит, что делать, йога помогает улучшить то, что вы делаете. Бизнесмен вы или духовный практик, вам полезно уметь фокусироваться (и это развивается йогой). 

 

Все современный йогические подходы — из тантры. Аштанга это не повторение серии асан (раньше было 4 серии, теперь они преподают 6, не важно). Серия упражнений направлена на то, чтобы человек оставался счастливым и здоровым, и таким образом был свободен делать что хочет. И что бы вы не решили делать, с йогой вы сможете это делать лучше. Йога помогает людям достичь совершенства. А потом стать не-человеком, но это другой вопрос.

Танец это представление, перфоманс, а йога — работа с мозгом. Каждая серия направлена на некий аспект: первая серия подходит всем, чтобы поддерживать здоровье и ясный ум до старости. Мы и наши учителя тому пример. 

 

Вы преподаете Анатомическую Технику Аштанги (Anatomical Ashtanga Technique) и Йога Данс Терапию (Yoga Dance Therapy method). Расскажите о вашем подходе, и чего ожидать от ваших мастер-классов? 

М: В Йога Данс терапии мы даем каждому участнику занятия персонализированные инструкции, так как все люди разные — у кого-то длинные ноги, а у кого-то избыточная гибкость. Мы не похожи и слава Богу. Несколько человек, придя на один групповой класс не смогут делать упражнения одинаково. Мы смотрим на людей, и здесь не будет общих инструкций. 

 

Йога Данс это микс асан и движения. Я наблюдаю, как после класса люди двигаются легче, в их теле больше мобильности. На классе я даю свободные движения и движения с усилием. Не нужно быть танцором или йогом, нужно просто сосредоточиться на дыхании, на движении и теле. Мы используем концепцию 7 чакр, концентрация на чакрах усиливает осознанность и помогает больше освободить тело. 

 

Г: Я хотел бы добавить кое-что о связи Йога Данс и Аштанги. Когда вы держите бандхи и дышите, то двигаться трудно. Это виньяса — движение с дыханием и бандхами. И это требует дисциплины и усилия.

 

Часто слышу, как людям советуют дышать естественно. Но что такое естественное дыхание? То к которому человек привык? Но йогическое дыхание — особое дыхание, и виньяса — особый тип движения. Если вы не можете правильно дышать в асане, не делайте эту асану. Это главное в Аштанге —  бандха, уджайи, виньяса, это развивает дришти (концентрацию). Это не про асаны, а про выполнение асан особым образом. Йога Данс это бандха, уджайи и виньяса, но в непривычной подаче. 

 

Анатомическая Техника Аштанги — наша реакция на современную йогу, где учителя используют много анатомических терминов. Йога — не обязательно про заботу о здоровье, это не физиотерапия. Обучение йоге не требует анатомического или какого-то специального жаргона, и многие люди в группе могут не понимать медицинские термины и названия мышц. Почему мы называем технику Анатомической? Мы стараемся найти специальные слоганы, “мантры”, интуитивно понятные, которые можно использовать для самокоррекции в асанах и которыми удобно общаться со студентами. 

 

Первая мантра “сначала — успокойся”. Многие практикующие аштангу становятся перевозбужденными. С какой-то стороны это может быть хорошо, так как позволяет двигаться в практике. Но если ты будешь двигаться безостановочно, как подросток, это погубит тебя. Погубить человека — не йогическая цель, йога должна делать человека лучше. До момента, когда это уже не-человек. Но это философия, отдельный разговор. 

 

Другая хорошая мантра “делай действие, а не асану”, Асана — не поза, это конфигурация, которая включает в себя движение, действие. Если мы говорим о наклоне вперед, то важно не просто наклониться вперед, а то, чему это действие учит вас. 

 

 

Эту уникальную возможность — попробовать Аштанга йогу через танец от преподавателей с многолетним стажем, пары, полной поддержки, мы дарим Вам на фестивале Аватар этим летом! Ведь жизнь — это танец под присмотром чуткого Бога.

Интервью взяла и перевела журналист Аватара Даша Ролина   https://www.facebook.com/DariaRolina/

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

AvatarFest Tribe

Дружная, полезная и уютная telegram-группа фестиваля Аватар.

Перейти